Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования ДТП, где пострадали пешеходы, водитель, пассажиры, где был поврежден автотранспорт служит экспертиза ДТП, которую в различных условиях по разному именуют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Интересно то, что ни одно из вышеизложенных наименований дорожной экспертизы не является точным и научно-обоснованным названием.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) в настоящее время продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных факторов.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза обрела свое уникальное наименование более 7 лет назад, количество практикующих адвокатов, следователей, юристов, судей по прежнему продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь класс экспертиз, без уточнения точного вида экспертного исследования.

В следствии столь общего и абстрактного обозначения данного исследования, в общей практике довольно таки часто всплывают ситуации, когда в адрес организации, где имеются тоже «автоэксперты» (такие как — оценщики ущерба, оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии), приходят материалы уголовного дела, где необходимы познания эксперта по исследованию ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки, дорожных знаков, полотна дороги).

Возникает ситуация, в результате которой материалы дела возвращаются в судебные или следственные органы без должного исполнения, в результате чего установленные сроки расследования затягиваются в следствии элементарной безграмотности вышеперечисленных участников судебного процесса.

Задачи и цели дорожно-транспортного исследования:

• обстановка на месте происшествия: обочин, состояние дорожного покрытия проезжей части, участка дороги за пределами дорожного полотна;

• состояние дороги в месте происшествия, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности всестороннего восприятия водителем сложившейся ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения происшествия;

• экспертиза значений параметров и коэффициентов, который характеризуют передвижение транспортных средств и иных объектов на месте дорожно-транспортного происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения транспорта и иных участников по поверхности автомобильной дороги;

Выяснение факторов, связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, которые могли способствовать возникновению дорожно-транспортного происшествия: отсутствие должных дорожных знаков, неправильное расположение дорожных указателей, неблагоустроенность дороги, неправильная разметка дорожного покрытия и прочие негативные условия дорожной ситуации.

Для автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы в распоряжение эксперта требуется предоставлять все имеющиеся материалы административного, гражданского, уголовного дела, которые относятся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу следует знать, что для исследования необходимо глубокое изучение имеющегося комплекса информации о ДТП.